Отчет по АИ с ЕЭВС Кардинал RA-2009G
+7 (495) 500-62-33

Отчет по АИ с ЕЭВС Кардинал RA-2009G

Отчет по АИ с ЕЭВС Кардинал RA-2009G


«
2020 г.
Первый заместитель Министра транспо "    Федерации    -
руковсц    >ного    агентства
А.В. Нерадько
воздупи









ОТЧЕТ
по результатам расследования авиационного инцидента с самолетом «Кардинал» RA-2009G, произошедшего 30.09.2020
Комиссия в составе:
Н.И. Студеникин, заместитель начальника отдела расследования и профилактики авиационных событий Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации - председатель комиссии;
B.    В. Циккель, ведущий консультант отдела расследования и профилактики авиационных событий Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации - заместитель председателя комиссии;
члены Комиссии:
А.Н. Мазепин, заместитель начальника отдела организации воздушного движения и использования воздушного пространства Росавиации;
И.В. Пономарев, начальник отдела Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации;
C.    В. Говоров, начальник отдела организации использования воздушного пространства Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства Воздушного транспорта;
А.А. Гаврюшин, начальник отдела инспектирования и контроля качества аэронавигационного обслуживания филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»,
назначенная приказом Росавиации от 01.10.2020 № 1239-П, провела расследование инцидента, произошедшего 30.09.2020 с единичным экземпляром воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолетом «Кардинал» RA-2009G, принадлежащим частному лицу.
1.    ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
30.09.2020    в 04:34:23 (здесь и далее - время UTC) при осуществлении ОВД на секторе В2ВЗВ4 РДЦ филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» диспетчер УВД обнаружил на индикаторе воздушной обстановки (далее - ПВО) отметку от неопознанного воздушного судна, которое находилось на азимуте 304° и
удалении 25 км от пункта обязательного донесения (далее - ПОД) «ИНБАЛ» и следовало курсом 335°со скоростью 260-280 км/ч.
Полет выполнялся без связи и уведомления органов ОВД, о чем были проинформированы органы ПВО.
В 05:41 был объявлен сигнал «Режим».
В 05:55 с аэродрома Курск (Восточный) было поднято ВС-перехватчик СУ-30.
В 06:32 объявлен сигнал «Ковер».
Примечание:
1.     В соответствии с пунктом 148 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010. №138 (далее - ФП ИВП): «При выявлении воздушного судна-нарушителя органы противовоздушной обороны подают сигнал «Режим», означающий требование о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации».
2.     В соответствии с пунктом 151 ФП ИВП: «При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну- нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал «Ковер», означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания».
После перехвата и установления связи с пилотом ВС - нарушителя, самолет Су-30 осуществил сопровождение до посадочной площадки Кудиново (район г. Малоярославец Калужской области), где в 07:17 ВС - нарушитель, самолет Кардинал RA-2009G выполнил благополучную посадку.
После посадки пилот самолета Кардинал RA-2009G был задержан силами дежурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниками полиции ОМВД по Малоярославецкому району Калужской области. На борту самолета находился один пилот, пассажиров не было.
В 07:23 снят сигнал «Ковер». В 07:53 снят сигнал «Режим».
В результате инцидента самолет повреждений не получил, пилот не пострадал.
В соответствии с частью «а» пункта 147 ФП ИВП данное событие относится к нарушению порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
2.    ФАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
2.1.    Данные об экипаже
Пилот - командир воздушного судна (далее - КВС):
Куприянов Василий Борисович.
Дата рождения: 05.12.1960.
Гражданство: Россия.
Общий налет: 10000 ч.
Коммерческий пилот, номер свидетельства № 0081811, выдано 01.11.2018 Северо - Западным МТУ Росавиации.
Квалификационные отметки:
Самолет с одним двигателем сухопутный - инструктор.
Самолет много двигательный сухопутный - инструктор.
Медицинское освидетельствование:    выдано    ВЛЭК АО «Авиакомпания
Россия», срок действия до 13.03.2021 № ВТ 111705.
(Копии документов прилагаются).
2.2.    Данные о персонале наземных служб
Журавлев Александр Владимирович - РП РДЦ филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 1975 г.р.
Образование: Академия ГА в 1998 г.
Квалификационный класс: диспетчер 1-го класса.
Допуски: Bl, В2, ВЗ, ВЗВ4, В2ВЗВ4, П1, П2, В1П2, В1П1П2, XI, Х2, Х1Х2, Kl, К2, К1К2, Al, А2, АЗ, А1А2АЗ, МЦ, ДИ, СД, РП РДЦ.
1-    й класс диспетчера присвоен: 14.02.2008.
Проверка практических навыков РП: 16.09.2020, оценка «отлично».
Проверка теоретических знаний: НОУ ДПО «Институт аэронавигации» от
08.05.2018,    оценка «отлично».
КПК при институте Аэронавигации, г. Москва, май 2018 г.
Уровень владения английским языком по шкале ИКАО: 4 уровень.
Время заступления на дежурство: 22:44.
Медицинский контроль и инструктаж перед заступлением на дежурство пройдены, нарушений по УВД не имеет.
Ленина Ирина Борисовна - диспетчер УВД и ПК РДЦ филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 1988 г.р.
Образование: МГТУ ГА в 2011 г.
Квалификационный класс: диспетчер 2-го класса.
Допуски: В2, ВЗ, В4, ВЗВ4, В2ВЗВ4, В1, П1, П2, В1П2, В1П1П2 РДЦ.
2-    й класс диспетчера присвоен: 13.04.2015.
Проверка практических навыков: 19.06.2020, оценка «отлично» (плановая проверка).
Проверка теоретических знаний: 14.03.2018, оценка «хорошо» (отдел ОрИВП ЦМТУ Росавиации).
КПК институт Аэронавигации, г. Москва, декабрь 2017 г.
Уровень владения английским языком по шкале ИКАО: 4 уровень.
Время заступления на дежурство: 03:32.
Медицинский контроль и инструктаж перед заступлением на дежурство пройдены, нарушений по УВД не имеет.
Буркацкий Сергей Васильевич - диспетчер УВД и ПК РДЦ филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», 1993 г.р.
Образование: высшее, МГТУ ГА в 2015 г.
Квалификационный класс: диспетчер 2-го класса.
2-    й класс диспетчера присвоен 19.02.2020.
Допуски: В2, ВЗ, В4, ВЗВ4, В2ВЗВ4 РДЦ.
Проверка практических навыков: 30.08.2020, оценка «отлично» (плановая проверка).
Проверка теоретических знаний: НОУ КЦПП - институт аэронавигации
15.10.2019,    оценка «отлично».
КПП при Институте Аэронавигации, г. Москва, октябрь 2019 г.
Время заступления на дежурство: 03:43
Медицинский контроль и инструктаж перед заступлением на дежурство пройдены, нарушений по УВД не имеет.
2.3.    Данные о воздушном судне
ЕЭВС самолет «Кардинал», государственный и регистрационный знаки RA-2009G, идентификационный номер: ЕЭВС.03.2251.
Самолет зарегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации 20.05.2013, имеет свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 2001, выданное Управлением инспекции по безопасности полетов Росавиации.
Владельцем самолета является Брюханов М.И. Имеется Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от 17.05.2013 серия АА № 004984, выданное 17.05.2013 на основании заключения ООО Летно¬технический центр «ЭЛИЦ СЛА» от 08.04.2013 №2251Р по оценке соответствия ЕЭВС АОН требованиям летной годности.
Накануне вылета, 29.09.2020 в г. Волгограде, между владельцем ЕЭВС самолета «Кардинал» RA-2009G Брюхановым М.И. (продавец) и Куприяновым В.Б. (покупатель) был оформлен договор купли - продажи данного воздушного судна (копия договора прилагается). Для перерегистрации прав на воздушное судно Куприянов В.Б. в Росавиацию не обращался.
На момент инцидента самолет не имел действующего сертификата летной годности.
Прототипом ЕЭВС самолета «Кардинал» RA-2009G является самолет Cessna 177 Cardinal. Был разработан компанией Cessna Aircraft (США). Серийно выпускался в 1968—1978 годах, всего выпущено 4295 самолетов.
Технические характеристики типового самолета Cessna 177 Cardinal.
Экипаж: 1 человек;
Пассажировместимость: 3 человека;
Длина самолета: 8,46 м;
Размах крыльев: 10,8 м;
Высота самолёта: 2,62 м;
Масса пустого самолета: 680 кг (в зависимости от модификации);
Полезная нагрузка: 420 кг (в зависимости от модификации);
Максимальный взлетный вес: 1200 кг (в зависимости от модификации); Крейсерская скорость: 230 км/ч (в зависимости от модификации); Максимальная скорость полета: 300 км/ч (в зависимости от модификации); Максимальная дальность полета: 1120 км (в зависимости от модификации); Максимальная высота полета: 4450 м;
Тип авиадвигателя: поршневой;
Силовая установка: Lycoming Ю-360-А1В6;
Мощность: 180 л.с. (в зависимости от модификации).
Разрешены полеты днем, в простых метеоусловиях. Выполнение акробатических полетов запрещено.

Фотография КВС и самолета после посадки и задержания на посадочной площадке Кудиново.

2.4.    Метеорологическая информация
В период с 04:30 до 07:30 30.09.2020 ниже эшелона 100 в границах МДП Воронеж согласно прогнозу GAMET ожидались следующие погодные условия:
Облачность, значимая для полетов: скрытая из-за темноты кучево-дождевая высотой 900 м, верхняя граница - выше эшелона 100.
Турбулентность: умеренная в слое от поверхности земли до эшелона 100. Барические системы: западная периферия антициклона.
Ветер и температура у земли: 120 град. 08 м/с.
Ветер и температура по высотам над у. м.:
0300 М 130/09MPS PS12;
0400 М 140/12MPS PS11;
0600 Ml 50/17MPS PS10;
0900 М 160/18MPS PS09;
1200 М 160/18MPS PS07;
2000 М 150/17MPS PS03;
3000 М 150/15MPS PS01.
Уровень замерзания: выше 3000 м над у.м.
Облачность: значительная слоисто-кучевая в слое 900/1200 м над уровнем земли. Минимальное значение давления QNH:
1019 гПа/764 мм рт. ст. по секторам 1,2,5,6.
1024 гПа/768 мм рт ст по секторам 3,4.
В период с 04:30 до 07:30 информации от экипажей ВС о наличии особых явлений погоды в пределах Москва РПИ не поступало.
2.5.    Данные о средствах связи, навигации, посадки и УВД.
Система КСА УВД «Синтез АР-4» работала с резервом, без замечаний. Резервная система «Альфа-3» работала с резервом, без замечаний.
УКВ каналы p/связи и каналы взаимодействия работали в штатном режиме. Громкоговорящая связь (ГГС) работала в штатном режиме без замечаний. Радиолокационные позиции (РЛП) МУДР работали без замечаний.
Комплекс средств передачи информации (КСПИ) Ладога работала с резервом, без замечаний.
Замечаний по работе оборудования от диспетчерского состава не поступало.
2.6.    Данные об аэродроме
Аэронавигационный паспорт посадочной площадки АОН «Кудиново» (УУВК) зарегистрирован в Центральном МТУ Росавиации 10.09.2012.
Географические и административные данные посадочной площадки.

п.п.    Наименования
аэронавигационных данных (АНД)    Значение элемента АНД
1    2    3
1.    Указатель (индекс) местоположения посадочной площадки    УУВК
2    Название    Кудиново
3    Наименование собственника посадочной площадки (полное наименование - юридического лица) или фамилия, имя и отчество владельца - физического лица    ООО «Авиационный комплекс Кудиново»
4    Юридический адрес юридического лица или место жительства владельца - физического лица    Калужская область, Малоярославецкий район, с. Кудиново, ул. Аэродром, д.1
5    Номер телефона собственника посадочной площадки    8-926-991-55-50 АФТН: Нет
6    Номер факса собственника посадочной    нет

    площадки    
7    E-mail собственника посадочной площадки    ak.kudinovo@gmail.com

8    Полное название ближайшего к аэродрому крупного населенного пункта    Калужская область, г. Малоярославец
9    Направление и расстояние от центра города или населенного пункта    3.5 км севернее с. Кудиново Малоярославецкого р-на Калужской обл.
10    Координаты местоположения контрольной точки посадочной площадки (Центр ВПП)    550124 с. ш. 0361439 B. д.
11    Система координат    WGS-84
12    Вид покрытия ВПП посадочной площадки    асфальтобетон
13    Превышение (абсолютная/относительная высота) контрольной точки посадочной площадки    183 м
14    Обозначение ВПП    02/20
15    Класс ВПП    не классифицирована
16    Длина ВПП    700 м
17    Ширина ВПП    19 м
18    Магнитное склонение посадочной площадки    +9°
19    Ограничения на посадку на ВПП 02/20    Самолеты до 5,7 т. Вертолеты до 13 т.
20    Подразделения, базирующиеся на посадочной площадке    По согласованию со старшим авиационным начальником

2.7.    Действия аварийно-спасательных и пожарных команд
Аварийно-спасательные и пожарные команды не привлекались.
2.8. Данные о травмированных пассажирах и членах экипажа В результате инцидента травмированных нет.
2.9.    Работы, проведенные комиссией
1.     Проведен сбор наземных материалов средств объективного контроля (СОК).
2.     Осуществлена расшифровка и анализ материалов СОК.
3.     Собраны докладные записки диспетчерского состава.
4.     Дана оценка работы средств РТОП в момент события.
5.     Сделан анализ метеорологической ситуации в районе авиационного события.
6.     Сделан анализ диспетчерской документации.
7.     Осуществлена распечатка на бумажный носитель схемы полета.
8.     Организован видеопросмотр воздушной обстановки на момент авиационного события.
9.     Организован видеопросмотр действий диспетчеров УВД, старшего
диспетчера смены и РП РДЦ на момент авиационного события.
10.     Осуществлен выезд комиссии по расследованию на место посадки ЕЭВС «Кардинал» RA-2009G посадочную площадку Кудиново (фото прилагается). Произведен устный опрос директора ООО «Авиационный комплекс Кудиново» - старшего авиационного начальника посадочной площадки: Бирюкова Алексея Владимировича.
11.     Подготовлен отчет по результатам расследования авиационного инцидента.
2.10.    Другая информация
28.07.2018     в районе аэродрома Шереметьево произошел инцидент с ЕЭВС самолетом Як-12а «Александр Невский» RA-2537G связанный с использованием воздушного пространства без заявки и разрешения органов ОрВД, а также несанкционированным пролетом воздушного пространства класса «С». Для идентификации воздушного судна - нарушителя и пресечения нарушения порядка ИВП был объявлен сигнал «Режим» и поднят дежурный истребитель Су-27 с аэродрома Хотилово.
Самолет был обнаружен на посадочной площадке Орловка.
ЕЭВС самолет Як-12а «Александр Невский» RA-2537G на момент инцидента не имел действующего сертификата летной годности.
18.04.2019     на ЕЭВС самолете RV-7A RA-1598G выполнялся полет в целях авиации общего назначения по маршруту: посадочная площадка для самолетов Орловка (Тверская область) - посадочная площадка Середка (Псковская область). На борту находился пилот и один пассажир.
Полет выполнялся без связи и уведомления органов ОВД. Самолет был обнаружен органами ПВО и объявлены сигналы «Ковер» и «Режим».
Пилот самолета произвел посадку на посадочной площадке Середка, где был блокирован экипажами двух вертолетов Ка-52 государственной авиации.
3.    АНАЛИЗ
30.09.2020     на ЕЭВС «Кардинал» RA-2009G выполнялся полет в целях авиации общего назначения (АОН) по маршруту:    посадочная    площадка в районе
г. Волгоград - посадочная площадка Кудиново (Калужская область).
На борту ЕЭВС находился пилот - КВС.
Полет выполнялся без связи и уведомления органов ОВД.
По материалам средств объективного контроля установлено следующее.
В зоне ответственности РДЦ Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» радиолокационная отметка от неопознанного ВС на индикаторе воздушной обстановки КСА УВД (далее - ПВО) не отображалась. ВС «Кардинал» RA-2009G на связь с органами УВД Ростовского ЗЦ ЕС не выходил. План полета данного ВС отсутствовал (докладная начальника Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД прилагается). 
ЗВУК о гм

РОБ. МЕСТО: ИВ013 ДЯТО: 3 0/09/2 02 0 ВРЕМЯ:    04:30:13
РЕЗ: ВЫКЛ ДАЛЬНОСТЬ: 201 НМ ©ВЫС:    15    0-72О
ЯРП : У13, В4, В9 КЯР: 1 2 3 Н 5 б 7 8 9 Ю 11 12 13 14 15    16    17    18    19    20
21    22    23    24    25    26
27    28    29    30    31    32
33    34    35    37    40    41
42    43    44    46    47    49
50    51    52    53    54
СК БП: Р 2 Р5 С2 КЗ
БП: ВЫКЛ НЕ ©И: ВКЛ МЕНЮ: ВЫКЛ ОВТ ОРИЕ: ВЫКЛ СЛЕД: ВЫКЛ В ЗКСТ : ВКЛ ПРЛ (О): ВКЛ ПРЛ:    ВКЛ
ВРЛ (О): ВКЛ ВРЛ: ВКЛ ПП: ВКЛ М ПРЛ: ВЫКЛ ЮС : Б В ЭКСТ: 5 СОСТ ©С: 3 ПРЕДИСТ: 5
Снимок экрана ИВО Ростовского ЗЦ
В 04:34:23 на секторе В2ВЗВ4 РДЦ филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» диспетчер УВД обнаружил на ИВО отметку от неопознанного воздушного судна, которое находилось на азимуте 304° и удалении 25 км от ПОД «ИНБАЛ» и следовало курсом 335°со скоростью 260-280 км/ч. Радиолокационное сопровождение отметки было неустойчивое, отметка от ВС периодически пропадала.
В 04:45:31 диспетчер УВД на рабочем месте диспетчера процедурного контроля (ПК) сектора В2ВЗВ4 РДЦ (далее - диспетчер ПК) вызвал по СКРС «Мегафон» диспетчера МДП «Воронеж» и проинформировал о том, что наблюдает на ИВО отметку от неопознанного ВС в районе ПОД «БУТРИ», которая движется со скоростью около 260 км/ч от ПОД «ИНБАЛ». Других ВС, находившихся на связи с органом ОВД, в этом районе в данный момент не было. 
В 04:48:57 диспетчер ПК вызвал диспетчера по взаимодействию и координации Московского зонального центра ЕС ОрВД (далее - МЗЦ) и доложил, что в районе ПОД «БУТРИ» неопознанное ВС со скоростью около 260 км/ч от ПОД «ИМБАЛ», сейчас находится на траверзе ПОД «БУТРИ» и по данным отображения на ПВО с момента обнаружения ВС проследовало около 80 километров.

> Кт770
Снимок экрана ПВО РДЦ филиала «МЦ АУВД»
В 04:52:51 инженер службы эксплуатация радиотехнического оборудования и средств связи (далее - ЭРТОС), после запроса диспетчера ПК, проинформировал, что работает одна позиция РЛП «Таловая» в первичном режиме и он произвел сброс отображения этой отметки на ПВО (достоверность наличия неопознанной отметки возможно установить после ее повторного устойчивого отображения).
В 04:57:42 диспетчер сектора МДП «Воронеж» проинформировал диспетчера ПК, что он наблюдает на ПВО устойчивую отметку от ВС, но радиосвязь с предполагаемым ВС - нарушителем установить не удается и, предположительно, ВС - нарушитель находится в воздушном пространстве класса «G». В свою очередь диспетчер ПК проинформировал диспетчера МДП «Воронеж» о том, что предполагаемый маршрут полета ВС - нарушителя может проходить через запретную зону УУР 203 (район аэродрома Борисоглебск). 
В 04:58:47 диспетчер ПК повторно проинформировал инженера службы ЭРТОС о том, что он наблюдает отметку от неопознанного ВС на ПВО.
В 04:59 от РП РДЦ начальнику смены МЗЦ поступил доклад об обнаружении неопознанной отметки в районе ПОД «ИНБАЛ» следующей курсом 330° и скоростью около 270 км/ч. Полученная информация была доведена до оперативного дежурного 6-й Армии ПВО-ПРО в 05:04, а также РП Воронежского центра ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В 05:15:43 диспетчером ПК информация о наличии устойчивой отметки ВС - нарушителя была передана диспетчеру ПК сектора П2 РДЦ, инженеру службы ЭРЭС, диспетчеру сектора МДП «Воронеж», диспетчеру Липецка, диспетчеру по координации и взаимодействию МЗЦ.
В 05:41 оперативный дежурный 6А ПВО-ПРО объявил сигнал «РЕЖИМ».
В 05:55 с аэродрома Курск (Восточный) было поднято ВС-перехватчик СУ-30 РЕГ/44814.
В 06:27 перехватчик обнаружил в районе населенного пункта Богородицк (траверз ОПРС Муравлянка) легкомоторное ВС - нарушитель типа «Цессна» с регистрационным номером RA-2009G на борту.
В 06:32 органами ПВО-ПРО объявлен сигнал «КОВЕР» в радиусе 50 км от г. Тула на высотах 0-3500 м. Информация оперативно доведена до органов ОВД Калуга, РДЦ, МАДЦ, ВДПП ВНК, а также до начальника смены Главного центра ЕС ОрВД, в соответствии со схемой оповещения.
В 07:02 с аэродрома Курск (Восточный) произвело взлет второе ВС - перехватчик СУ-30, РЕГ/44933 и проследовало в район наблюдения цели.
В 07:39 ВС-перехватчик СУ-30 РЕГ/44814 по остатку топлива совершило посадку на запасном аэродроме Кубинка.
ВС - перехватчиками были предприняты попытки принуждения ВС - нарушителя к посадке на аэродроме Тула (Клоково), а также на посадочной площадке Лыткино (Калужская область).
Пилот ВС - перехватчика СУ-30 РЕГ/44933 осуществил сопровождение ВС - нарушителя до посадочной площадки Кудиново (район г. Малоярославец Калужской области), где в 07:17 ЕЭВС самолет Кардинал RA-2009G выполнил благополучную посадку.
КВС и ЕЭВС «Кардинал» RA-2009G задержаны силами дежурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации и сотрудниками ОМВД по Малоярославецкому району Калужской области.
В соответствии с требованиями пункта 117 ФП ИВП при выполнении полета вне маршрутов обслуживания воздушного движения в случае использования воздушного пространства 2-х смежных зон Единой системы ОрВД, КВС должен был получить разрешение на использование воздушного пространства в МЗЦ в соответствии с подпунктом «а» пункта 119 ФП ИВП.
КВС не производил запрос на получение разрешения на ИВП в МЗЦ.
В 07:23 снят сигнал «КОВЕР». В 07:53 снят сигнал «РЕЖИМ».
В 08:21 произведена посадка второго ВС - перехватчика СУ-30 РЕГ/44933 на аэродроме Курск (Восточный).
Начальником смены МЗЦ получены и разосланы телеграммы АЛД HP 300602 и HP 300816 в установленные адреса, в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (пояснительные записки диспетчерского состава, выписки из переговоров, телеграммы и материалы СОК прилагаются).
В соответствии с частями «а», «л» и «м» пункта 147 ФП ИВП данное событие относится к нарушению порядка использования воздушного пространства Российской Федерации и нарушению Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (далее - ФАП-128) в части требований пункта 2.2.
На основании анализа данных полученных в ходе расследования комиссия сделала вывод, что наиболее вероятно КВС планировал выполнение полета по маршруту: посадочная площадка в районе г. Волгоград (договор купли продажи ВС оформлен 29.09.2020 в г. Волгоград) - посадочная площадка Кудиново (со слов начальника площадки накануне вылета КВС связывался с ним по телефону по вопросу посадки на данную площадку для дозаправки топливом) - посадочная площадка в районе г. Санкт-Петербург (место проживания/регистрации КВС: г. Санкт-Петербург, Пушкинский район, поселок Шушары).
Несанкционированный органами ОВД полет ЕЭВС самолета «Кардинал» RA-2009G создал угрозу безопасности деятельности по использованию воздушного пространства воздушными судами, выполнявших полеты в воздушном пространстве классов «С» и «G» с аэродромов государственной и гражданской авиации, а также ВС АОН, согласно утвержденным планам, а именно: Бутурлиновка, Борисоглебск, Воронеж (Чертовицкое), Липецк, Липецк-2, Калуга (Грабцево), Ермолино (маршрут полета ВС - нарушителя прилагается). Кроме того, маршрут полета ЕЭВС самолета «Кардинал» RA-2009G пересекал районы запусков БПЛА государственной авиации.
По данным средств ПВО полет ВС - нарушителя в зоне Московского ЗЦ ЕС ОрВД осуществлялся на высоте около 2000 м, что подтверждается данными радиолокационных позиций МЦ АУВД.
Опрос КВС после посадки на площадку Кудиново проводили сотрудники ОМВД по Малоярославецкому району Калужской области. Сославшись на статью 51 Конституции Российской Федерации («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом...») КВС отказался давать пояснения по поводу произошедшего авиационного события (копия опроса КВС прилагается).
Комиссии по расследованию не представилось возможным встретиться или связаться (телефон абонента недоступен) с КВС для проведения опроса в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609 (далее — ПР АПИ-98).
4.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Причиной авиационного инцидента (полет воздушного судна без заявок и уведомления органов ОВД) явилось сознательное нарушение КВС ЕЭВС самолета «Кардинал» RA-2009G требований пункта 124 ФП ИВП в части уведомления органов ОВД о предстоящем полете, и пункта 2.2 ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» в части соблюдения пилотом правил и процедур подготовки и выполнения полета.
Инциденту способствовало выполнение полета на самолете, не имеющем действующего сертификата летной годности (нарушение КВС пункта 2.20 ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации»), что исключало возможность принятия к обеспечению плана (уведомления) на использование воздушного пространства.
4.    НЕДОСТАТКИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ
Введение Технологии применения оперативными органами ЕС ОрВД информации ФГИС «Реестр эксплуатантов воздушных судов» и ФГИС «Реестр авиационного персонала» Росавиации в процессе обработки представленных планов полета воздушных судов и уведомлений об использовании воздушного пространства класса G позволило исключить возможность подачи планов полета и уведомления на ИВП воздушными судами, не имеющими сертификатов летной годности.
Однако, несмотря не неоднократные предложения Росавиации, в том числе в связи с результатами расследований авиационных происшествий, изменения в документы, определяющие требования к летной годности ВС и стимулирующие владельцев (эксплуатантов) ВС АОН получать или продлять срок действия сертификата летной годности, не вносились. Например, изменения в ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», в части касающейся отнесения воздушных судов к категории ЕЭВС и требований к подтверждению их летной годности, не вносились с момента их первого издания в 2003 году.
5.    РЕКОМЕНДАЦИИ
5.1.    По результатам расследований авиационных происшествий, а также анализов нормативно-правового обеспечения летной годности воздушных судов АОН, неоднократно отмечались недостатки ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» в части требований к ЕЭВС и процедур подтверждения их летной годности. 
Рекомендуется:
5.1.1.     Минтрансу России:
-     доработать ФАП «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» и связанные с ним нормативные документы, предусмотрев конкретные критерии отнесения воздушных судов к категории ЕЭВС, а также изменение процедур контроля и поддержания летной годности ВС АОН;
-     инициировать вопрос о повышении ответственности за нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации, создающие угрозу безопасности полетов.
5.1.2.     Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
-     довести материалы расследования до сведения органов ОВД, организаций гражданской авиации, эксплуатирующих легкие либо сверхлегкие воздушные суда, авиационных учебных центров, эксплуатантов и владельцев ВС АОН;
-     использовать средства массовой информации, кустовые совещания для информирования эксплуатантов и владельцев ВС АОН о необходимости строгого соблюдения требований пункта 124 ФП ИВП, в части уведомления органов ОВД о предстоящем полете и пункта 2.2 ФАП-128 «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», в части соблюдения пилотом правил и процедур подготовки и выполнения полета.
5.2.     Ространснадзору совместно с правоохранительными органами Российской Федерации рассмотреть данное авиационное событие на предмет допущенных нарушений воздушного законодательства Российской Федерации.




С.В. Говоров
Председатель комиссии

А.А. Гаврюшин
Члены комиссии

Возврат к списку